Изменить размер шрифта


Новая темаОтветить Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ПОЛЕЗНОСТИ
СообщениеДобавлено: Вс янв 20, 2013 11:05 pm 

Зарегистрирован: Ср дек 19, 2012 12:11 am
Сообщения: 605
Откуда: Москва, Моск. область
Эта тема для размещения различных полезных материалов по воспитанию и дрессировке собак.
Пожалуйста, указывайте автора и\или источник.

*Рекламные статьи будут удаляться.

_________________
Учение - изучение правил.
Опыт - изучение исключений


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс янв 20, 2013 11:06 pm 

Зарегистрирован: Ср дек 19, 2012 12:11 am
Сообщения: 605
Откуда: Москва, Моск. область
ОДА ПОВОДКУ
Поговорим о самой важной в обучении щенка команде «Ко мне!» От того, насколько хорошо она отработана, зависит, доставляет вам прогулка с собственной собакой удовольствие или сплошную нервотрепку. Надежно закрепленная команда «Ко мне!» - еще и гарантия безопасности вашей собаки. Не секрет, что все мы, не взирая на запреты, ограничения и здравый смысл, не смущаясь недовольством сограждан, не разделяющих нашего увлечения, норовим прогуливать своих животных без поводка во всех мыслимых и немыслимых местах. Тем более без команды «Ко мне!» не обойтись. Конечно, встречаются сложные по поведению собаки, с трудом поддающиеся дрессировке, и даже после нее очень ненадежные и нуждающиеся в постоянном повышенном контроле со стороны владельца. Как правило, это экземпляры со слабо развитой привязанностью к человеку, имеющие склонность к бродяжничеству. Или чересчур активные: с чрезмерно развитой половой реакцией, агрессивные, с сильно развитым охотничьим инстинктом. Кроме того, причиной неуправляемого поведения бывает страх. Паническую боязнь звука выстрела, грома, салюта и им подобных никакое «Ко мне!» не пересилит. Неприятно, конечно. Заводя собаку, человек на подобные сложности не рассчитывает. Для таких собак прогулка на поводке - лучшее решение. Даже, если вы никогда не отпускаете свою собаку без поводка, удобно пользоваться командой, вместо того, чтобы в случае необходимости силой тащить ее к себе, упирающуюся и рвущуюся куда-то.
Но даже с самой покладистой и хорошо обученной собакой бывают моменты и места, когда поводок просто необходим. А ведь это я, заметьте, только с точки зрения дрессировщика говорю, а не законопослушного гражданина! Слыша залихватское, «а, зачем мне поводок, она у меня дрессированная», я ужасаюсь. Большая часть потерявшихся, погибших под колесами машин, искалеченных, покусавших и покусанных, повязавшихся с кем попало, были дрессированные. Во всяком случае, по мнению их хозяев, беспечных и самоуверенных. В том числе и вот этих, безутешно рыдающих над бездыханным тельцем, еще минуту назад бывшим их дрессированной собакой. Стаж моей профессиональной работы – 24 года. Стаж собаковладельца – еще больше. Моя девятилетняя лабрадорина абсолютно безобидна и не отходит от меня больше чем на три метра. Представить невозможно, что она выйдет самостоятельно на проезжую часть. Или побежит к собаке. Ее можно без опасения выгуливать на клочке земли размером с носовой платок. Но я никогда (!!!) не выхожу с ней на улицу, не захватив поводок! Не пристегнуть – могу, забыть – нет. Мои соседи по подъезду - владельцы терьеристого вида и безумного нрава собаки. Нападающей на людей и собак, вечно носящейся по двору и окрестностям, заходясь в приступах сумасшедшего лая, совершенно не реагируя на призывное «Ко мне!», равно как и на устрашающее «Фу!». Продолжать? Или сами догадались? Не водят они ее на поводке. Никогда! Видимо, тоже из «дрессированных». Будит во мне эта семейка кровожадные наклонности.
А сколько про поводок всякой чепухи говорят! Я же с чужими собаками занимаюсь, поэтому практически всегда на поводке, без владельцев во всяком случае. Выслушиваю много всего. Вот, пожалуйста, на любой вкус. Гуляете на поводке – будет драться с собаками, или - станет нервной, или - злобной, или - будет убегать! Даже не знаешь, как это связать одно с другим.
Почти у всех начинающих собаководов возникает парочка стандартных вопросов, связанных не только с командой «Ко мне!», но и с привязанностью собаки к своему хозяину, их взаимоотношениями.
Всем владельцам щенков и молодых собак приходится кому больше, кому меньше заниматься отработкой подхода. Те, кому достался пес сложный, приходится попотеть. И они, с завистью поглядывая на более удачливых, с зарождающимся недоверием выслушивают мои рекомендации. Недоверие растет пропорционально затраченным усилиям, не приносящим желаемого легкого результата. Рано или поздно все они спрашивают примерно следующее: «Вот я занимаюсь, занимаюсь, мозоли поводком натираю. А собака дяди Васи из соседнего подъезда безо всякой дрессировки ни на шаг от него не отходит, в глаза заглядывает. У него даже поводка нет». И ведь, правда. Ох, уж этот «дядя Вася»!
Собаки сильно различаются по поведению, даже представители одной породы. Больше того, мне пришлось много наблюдать поведение целых пометов от рождения до взрослого состояния. Выращенных, заметьте, в одних условиях. И «фамильное сходство» у них не всегда присутствует, иногда кажется, что некоторых, вообще, аист принес. С точки зрения генетики – все закономерно, но по-житейски удивительно. Я для себя условно по природным задаткам делю собак на несколько категорий. Первая – самая простая в дрессировке, практически в ней не нуждающаяся. Такую собаку любой владелец может научить подходу по книжке, где вся методика сводится к следующему: окликаем щенка, даем команду «Ко мне!», показываем лакомство. Щенок подбегает, получает лакомство. После некоторого количества повторений вырабатывается условный рефлекс. Готово дело! Из таких щенков вырастают дяди Васины собаки. Они внимательно следят на прогулке за хозяином, обычно предпочитают держаться поближе к нему и, даже занятые игрой, никогда не теряют его из вида. Стоит хозяину двинуться с места, и забыта игра, собака опрометью кидается за ним. На людной улице она следует за ним как приклеенная, и никакие соблазны не способны ей помешать. Все это практически без дрессировки. Само собой. Везет людям! Другая категория – собаки такого же поведения, но оно является результатом умелой дрессировки, которая позволила реализовать хорошие наследственные качества животного. Еще одна категория – собаки, чье поведение, несмотря на правильную дрессировку, остается нестабильным. Они требуют пристального внимания к себе, их поведением нужно все время управлять. Их владельцы на прогулках пребывают в постоянном напряжении, чтобы успеть предупредить нежелательные действия собаки. И, наконец, самая непривлекательная по поведению категория собак, собаки, которых практически невозможно отпустить с поводка. Это опасно или для самой собаки или для окружающих людей и собак. Никакая, самая замысловатая дрессировка не дает результата. Мне могут резонно возразить: мол, любую собаку отдрессироввать можно. Да! Может и можно! Вопрос в том, кто и как это сделает. Сейчас речь идет о дрессировщиках любителях.
Границы между этими категориями собак размытые. Не всегда точно можно сказать, к какой из них принадлежит собака. В основном потому, что большое значение имеет личность владельца и условия, в которых живет собака. Отсюда, связанный с первым вопрос: почему собака слушается одного человека и не слушается другого. Или его более конкретная форма: почему слушается дрессировщика, приходящего пару раз в неделю на короткое время и не слушается любимого хозяина, который кормит-поит, часами гуляет и пылинки сдувает с драгоценного животного. В книгах по кинологии, читая которые, вы быстренько пролистали раздел по теоретическим основам дрессировки, если он там вообще был, есть понятие «Дрессировщик – комплексный раздражитель». Оно означает, что подаваемая команда – далеко не единственный элемент вашего воздействия на собаку. Дрессировщик использует их все для того, чтобы собака воспринимала его всерьез. И уж конечно точно и целеустремленно следует правильно подобранной методике. На его стороне знания, опыт и сноровка. Но и с минимальными данными можно получить хороший результат. Важно не усложнять себе путь к нему досадными и нелепыми ошибками. Вот, примеры.
Хозяин делает от случая к случаю то, что дрессировщик систематически.
Хозяин подает массу неподкрепленных воздействиями команд, обесценивая их с самого начала. Дрессировщик до подачи команды точно знает, как поступит в случае ее невыполнения собакой.
Хозяин частенько оставляет без внимания невыполненную собакой команду. Дрессировщик всегда доводит дело до конца.
Хозяин действует бессистемно и суетливо. Действия дрессировщика логичны и понятны собаке.
Хозяин часто не понимает причин того или иного поведения собаки. Дрессировщик хорошо в этом разбирается и учитывает в работе.
У хозяина частенько дрессировка - отдельно, жизненные ситуации - отдельно. Дрессировщик использует отработанные команды для управления собакой, перенося принципы дрессировки и ее элементы на повседневные взаимоотношения с животным.
Смеяться станете. Но хозяин легко отвлекается на посторонние раздражители. Не верите? А вы последите за собой! «Сидеть, Альма! Здрасте, Марья Ивановна! Альма, си.… Почем картошку брали? Сидеть, говорю, Марья Ивановна…» Дрессировщик сам ворон не считает и собаке не даст.
Список этот можно продолжать и продолжать.
Для того чтобы собака слушалась, нужно быть последовательным и не пренебрегать основными принципами дрессировки никогда.
Часто спрашивают, когда начинать заниматься. Очень распространено мнение, что начинать дрессировку следует после восьми месяцев. Смотря по тому, что считать дрессировкой. Если какую-то жуткую муштру, то да. А если аккуратно и постепенно формировать правильное поведение щенка, с тем чтобы вырастить воспитанную собаку, то начинать нужно как можно раньше. Команды «Ко мне!» это особенно касается. Ну, начали!
Подход к дрессировщику по команде «Ко мне!» По этой команде собака должна немедленно не зависимо от обстановки переключить свое внимание на хозяина и, подбежав, пристроиться к его левой ноге. И никаких альтернативных вариантов. Поэтому, если вам не нужно в данный момент такое выполнение команды, а вы просто хотите обратить на себя внимание собаки или отвлечь ее от чего-то, употребляйте «домашнюю» команду «Иди сюда!», например. Кличку, в конце концов.
Основной принцип, который должна усвоить собака: выполнить команду – чрезвычайно приятно, не выполнить – невозможно.
Часто владельцы говорят, начиная заниматься: «Мне ничего такого особенного не надо, чтоб по команде подходила только…», не осознавая, что это самое сложное и есть. Команда «Ко мне!» отрабатывается труднее других, потому что между вами и собакой лежит пространство, насыщенное всякой всячиной, гораздо больше интересующей собаку, чем вы. То бишь, более сильные раздражители. А ваши способы воздействия на собаку, когда она уже без поводка, весьма ограничены. Поэтому переход к занятиям без поводка дается нелегко.
Элементарные представления о команде «Ко мне!» щенок получает дома. Вот вы окликаете его и, убедившись, что он заинтересовался, показываете заранее приготовленное лакомство (или мисочку с кормом, игрушку), совмещая это с жизнерадостным «Ко мне!» Подбежавший щенок получает обещанную награду и ласку. Обязательно погладьте его, повозитесь с ним, побуждая задержаться около себя. После чего отпустите щенка, для чего, сказав «Гуляй!» или «Иди!», уберите от него руки и прекратите привлекать внимание к себе. Можно игрушку кинуть в сторону, пусть отбежит от вас за ней. Щенок должен понять, что больше вам не нужен, и может отойти. Повторяете упражнение при любом удобном случае, и через несколько дней щенок станет устремляться к вам по команде, уверенный, что дело того стоит. Но, только, если нет ничего более привлекательного. Любая мелочь может быть помехой. Ваши домочадцы не кстати звякнули щенячьей миской, или зашуршали заветным пакетиком, и какое уж тут «Ко мне!» Вы со своим мячиком никуда не денетесь, а там – ЕДА! Или наоборот: ну вас, с вашим сухарем, там - мячик!
Поэтому на следующем этапе вы вводите элемент принуждения. К этому моменту щенок должен научиться ходить на поводке. И уметь подчиняться вашим рывочкам поводком: куда поддернули, туда и идем. Скорее всего, дальше вы станете заниматься во время прогулок. Но и дома можно кое-что делать. Щенок на поводке. Длина поводка – метра три. Меньше –мало, больше – запутаетесь. Позже подлиннее возьмете. Дождитесь момента, когда щенок увлечется чем-нибудь, но не очень сильно. Не когда рвется к собаке и т.п., а так, нюхает что-то. Поводок держите таким образом, чтобы щенок не ощущал его натяжения, пусть провисает между вами и щенком. Это важно. И впредь соблюдайте это условие. Следите только, чтоб под мышку щенку не попал. Неудобно будет. Подаете команду «Ко мне!» и через секунду поддергиваете щенка к себе. Вы должны именно поддернуть. Движение должно получиться коротким, отрывистым. Не тяните щенка к себе. Ваше воздействие должно побудить его активно двигаться к вам. Реакция на рывок может быть разная. Если щенок не реагирует вовсе – вы просто побоялись дернуть с нужной силой. Повторите с учетом этого. Не пугайтесь, не оторвете вы ему голову, не перетрете шею и не обидите на всю оставшуюся жизнь. Если щенок оторвался от своего занятия, но не торопится к вам, повторите команду, поддерните снова и привлеките щенка к себе. Отбегите, похлопайте в ладоши, покажите лакомство или игрушку. Все равно, как. «А он не идет» - это не аргумент. Действуйте активно. Не стойте столбом. Двинулся, вроде, к вам, но отвлекся. Повторяйте свои действия, энергичнее, работайте, чего вы ждете. Не пойдет он «сам», нужны вы ему. Подбежал. Быстренько изображайте восторг. Поощряйте от души. Лакомство, палочка, мячик, что там еще, все в ход идет. Пока щенок к вам продвигался, нужно было собирать поводок в руках. Не успели! Шустрее надо было. Чтобы не получилось то, что получилось: конечности, в том числе и ваши, запутаны поводком, и вы, вместо того, чтобы, похвалив щенка, отпустить его, ковыряетесь с поводком, сводя на нет часть своих усилий. Ничего, у людей тоже вырабатываются условные рефлексы, научитесь. Повторяйте до тех пор, пока щенок не сообразит, что ваши рывочки неизбежно заставят его подойти. Повторяйте, это не значит двадцать раз к ряду. Пару раз сделали, погуляйте минут пять. Еще повторите. Моменты подходящие выбирайте: нюхает щенок что-то, прохожий ему приглянулся, собачка вдали промелькнула. И так на каждой прогулке. В разных местах, в разное время. Про рывки только не забывайте. Если щенок разок-другой раньше рывка к вам побежал, это еще не результат. Сейчас посложнее будет. От собак отзывать будем. Оценивайте ситуацию. Если другая собака вьется вокруг щенка, заигрывая с ним, ваши шансы подозвать его к себе равны нулю. Вот и не зовите. И еще. Если подбежавшая собака настроена агрессивно, напряженная поза выдает ее намерение напасть, не выдергивайте щенка у нее из-под носа, его резкие движения могут спровоцировать ее. Лучше попросите хозяина собаки забрать ее. Я оптимист, я верю, что где-то водятся такие владельцы, которые в ответ на подобную просьбу вместо «да она не тронет, чего боишься, пусть поиграют» скажет «Ах, извините!» заберет свою сердитую собаченцию и отойдет. Или хотя бы даст возможность уйти со щенком. Отзывать от собак нужно начинать с таких ситуаций, когда другая собака на поводке, или явно не собирается приставать к щенку. Хватит и того, что к вам пристанет ее хозяин. Не в смысле «поухаживать» а в смысле «покритиковать». Ваши неправильные действия, разумеется. А вы не отвлекайтесь, а то, хуже щенка, ей Богу. Сказали «Ко мне!», ну и дальше давайте. А то сейчас начнете объяснять, что да зачем, а ваша команда так в воздухе и повиснет. Сначала добейтесь результата, потом будете разговаривать. И, если собеседник попадется толковый, попросите не уходить, воспользуйтесь ненавязчивым поведением его собаки и повторите упражнение несколько раз. Что именно делать. Когда щенок рванется к собаке, дайте ему выбрать из ваших рук часть поводка и в тот момент, когда поводок между вами и бегущим к собаке щенком должен натянуться, подайте команду «Ко мне!» и решительным рывком останавливайте щенка. Рывком! Не тем, что поводок кончился. Едва ли одного рывка будет достаточно. Повторяя рывки, немного попятьтесь, даже отбегите назад. Переключите внимание щенка на себя. Как только щенок оказался около вас, хвалите по полной программе, заставьте удержаться около себя, прихватив его за ошейник. В азарте он может и не захотеть лакомство. Лучшей наградой для него будет разрешение снова побежать к собаке. Это значит, вы должны успеть сказать «Гуляй!» до того, как он вырвется. Повторяйте до тех пор, пока не станет получаться хоть чуть-чуть. Потом скажите «спасибо» хозяину собаки и ищите следующего. Вам сложно оценить силу рывка. Щенок сам так энергично рвется к собаке, что ваши рывки почти не замечает. Приходится дергать очень сильно. Не бойтесь, никакого ущерба щенку вы не нанесете. В зависимости от его размеров, темперамента и возраста, воспользуйтесь рывковой цепочкой, а то и строгим ошейником. Не потому, что вам не хватает силы, а для того, чтобы сделать команду эффективной, а рывок - дополнительным средством воздействия на будущую взрослую собаку, на те случаи, если она не послушалась команды. Не будете же вы ее всю жизнь тягать, как дедка репку. Не забывайте поощрять щенка. Кроме того, имейте в виду, что ваши рывки – не наказание, а способ заставить щенка выполнить ваши требования. И не вздумайте укорять щенка за то, что пришлось долго дергать и звать. Все эти «ты почему не слушаешься» приберегите для человеческого детеныша, а щенку – скорее лакомство давайте и отпускайте обратно. Не забывайте сказать «Гуляй!». «Плохо подошел, больше не пущу» - тоже ошибка. Помните, что поводок между вами и щенком непосредственно перед командой «Ко мне!» должен провисать и натягиваться только в момент рывка. Иначе еще больше усложните себе переход к занятиям без поводка. Не все щенки проявляют такой сильный интерес к другим собакам, как я описала. И ваши действия должны соответствовать его активности.
Наступит момент, когда щенок поймет, что практически каждый раз, когда на прогулке встречается собака, вы проделываете все вышеописанное. И станет изображать из себя послушного. При виде собаки может сам подходить к вам без всякой команды, подчеркнуто держаться около ног и делать вид, что не замечает собаку. Если вы купитесь на это представление, и отстегнете поводок, щенок преобразится в секунду. Только вы его и видели. Поэтому вы так не делайте.
Разрядите обстановку. Воспользуйтесь поводком подлиннее, чаще разрешайте щенку играть с собаками, не забывая время от времени подзывать его. В ситуациях, когда собака близко от вас и нет других, к которым щенок мог бы побежать, выпустите поводок из рук, создайте у щенка иллюзию свободы. В нужный момент подхватите поводок и зовите щенка, только не раньше, чем поймаете поводок или сможете наступить на него ногой. Не забывайте про рывки и не ждите, пока поводок натянется, вся «соль» упражнения пропадет. Убедившись, что все получается, рывки становятся не нужны, отпустите с поводком покороче. Расслабляться рано. Следите внимательно за щенком и используйте любую возможность потренировать его. Не обманывайте сами себя, избегая сложных ситуаций. Наступит момент, когда вы почувствуете, что поводок, волочившийся все это время за щенком, уже не играет никакой роли. Ну и отстегните его. Если вы все же что-то не предусмотрели или, подрастая, щенок станет более самостоятельным, и возникнут проблемы, всегда можно и полезно вернуться к упражнениям с поводком. Даже один-два тренировочных подзыва с рывком помогут вам.
Есть такие щенки, с которыми на этом этапе остановиться нельзя. Они очень хорошо разбираются, есть ли поводок, контролируют ваши возможности, и, если не хотят подходить, держатся на расстоянии, не позволяя вам воспользоваться поводком. Иногда причина этого – ваши промахи, иногда – повышенная активность щенка и его смекалка. Нужно найти способ воздействовать на щенка, когда он бегает без поводка. Для щенка или собаки важно чувствовать, что вы и на расстоянии можете что-то предпринять, чтоб его заставить. Не важно, что это на самом деле не так. Вам нужно его убедить в обратном. Придется ввести еще одно воздействие. Заготовьте «метательный» предмет. Это может быть туго свернутый поводок с рывковой цепочкой внутри или строгий ошейник. Можно использовать жестяную баночку из-под напитков, наполнив ее песком, камушками или крупой, добавив каких-нибудь гвоздиков-шурупчиков для звона. Можно сшить маленький мешочек из плотной ткани или кожи с той же начинкой. Размеры и вес этого орудия должны соответствовать физическому состоянию вашего подопечного. Не стоит кидать строгим ошейником в тойтерьера, а спичечным коробком в лабрадора. Щенок гуляет на длинном поводке. В удобный момент подаете щенку команду «Ко мне!» и запускаете в него предметом. Нужно попасть. Как только это произошло, поддергивайте обескураженного щенка к себе, действуя как обычно. Поощряйте активнее. Если щенок слегка испугался, не переживайте. Это пройдет. Если щенок сделает попытку бежать не к вам, а от вас, рывками заставьте его подойти и компенсируйте неприятное игрой, лакомством. Смысл упражнения заключается в том, что щенок должен понять: спасаться нужно бежать к вам. Не давайте ему возможность выбора, у вас же поводок в руках. Если он вместо этого научится отскакивать в сторону и удирать, ничего хорошего не получится. Как правило, даже робкие щенки быстро соображают, что к чему, и первоначальная реакция проходит. И потом, этот прием не рассчитан на то, что щенок получит от него удовольствие. Во всяком случае, от первой его части. Если очень боитесь напугать щенка, начните с маленького расстояния и чисто символического броска. Используйте бросок сначала вместе, а потом вместо рывка поводком. Повторяйте упражнение, меняя условия и усложняя обстановку, до тех пор, пока даже ваш неудачный бросок, когда предмет приземляется на расстоянии от щенка, приводит к немедленному повиновению. Поупражнявшись на длинном поводке, бросьте его на землю, пусть волочится за щенком для страховки, а вдруг не послушается, тогда придется поддернуть. Получается хорошо, поменяйте поводок на короткий, менее заметный для щенка, и продолжайте заниматься. Убедившись, что даже легкое позвякивание предметом побуждает собаку бежать к вам, отстегните поводок. Не забывайте брать предмет на все прогулки и используйте его, как только возникает необходимость. Причем не просто позвякивайте, напоминая собаке о своих возможностях, но и бросайте. Иначе она скоро привыкнет, что вы не осуществляете угрозу и станет халтурить. Если щенок склонен бегать на довольно большом расстоянии от вас, можно воспользоваться длинным шнуром вместо поводка. Он имеет свои недостатки, но иногда – просто незаменим. Случается, что, спустя некоторое время после окончания интенсивной дрессировки, хозяин замечает: собака стала хуже подходить по команде. Чаще всего причина в том, что, научив собаку, хозяин начинает пользоваться командой, пренебрегая основным правилом: не выполнила - следует воздействие. Собака быстро улавливает разницу между дрессировкой, оставшейся в прошлом, и нынешним лояльным отношением хозяина к ее поведению. Учитывайте это.
Удобно, когда, подбежав к вам, собака пристраивается к левой ноге и сидит до следующей вашей команды. Этот элемент лучше отрабатывать отдельно и присоединить к команде «Ко мне!», когда она уже будет частично отработана. Предлагаю один из способов.
Щенок на коротком поводке. Ошейник должен быть надет таким образом, чтобы щенок не мог снять его, попятившись. Лучше - рывковая цепочка, пристегнутая как «удавка». Щенок должен знать команду «Сидеть!» И, при необходимости, подчиняться ей по рывку поводком, направленному назад и вниз. Подав команду «Рядом!», движением поводка побуждаем щенка, стоящего напротив вас, подойти с левой стороны, пройти на шаг дальше, и на уровне ваших пяток и даже дальше развернуться кругом, причем, он должен поворачиваться на вас. Как только передние ноги щенка поравняются с вашими, усаживаем щенка, заставляя его осесть назад, чтобы, садясь, он не выдвинулся вперед вас. Поощряем, лакомство отдаем щенку левой рукой, как бы обнимая его голову. Лакомство должно оказаться перед носом ровно сидящего щенка или даже чуть левее. Держите руку с лакомством удобно для щенка, чтобы ему не приходилось ерзать в попытке его достать. Заставьте щенка сохранить правильное положение, удерживая его поводком, поглаживая, несколько секунд, после чего отпустите командой «Гуляй!». Попытки сбежать до команды пресекайте командой «Сидеть!» и рывками поводка.
Не поняв ваших намерений, щенок может сопротивляться, начать упираться и пятиться. Переупрямьте его, заставьте, пусть кое-как, но выполнить задуманное. И поощряйте активнее. Щенок быстро поймет, что на его драгоценную жизнь никто не покушается, и станет податливее. Некоторые щенки легко подчиняются движению поводка, и с первого раза все получается. Повторив несколько раз прием в таком виде, чтобы щенок понял, в чем суть дела, замените плавное движение поводка рывком, применяя его в каждом случае, когда щенок замешкается. Это необходимо, чтобы в дальнейшем щенок самостоятельно выполнял всю цепочку действий. Следите за тем, что бы поводка между вами и щенком было ровно столько, чтобы вы и он могли свободно совершать все нужные движения. «Лишний» поводок даст возможность щенку вертеться и уходить в сторону, усложняя вашу задачу. В промежутках между рывками поводок должен свободно провисать между щенком и вами. Ваши со щенком действия выглядят так: Сказали «Рядом!», поддернули к себе, щенок пошел к вам и задумался, встав напротив. Повторяете команду и рывком заставляете его переместиться дальше, за вас. Сделал, но снова застрял. Повторяйте команду и рывком заставляйте развернуться правильно. Совершили множество лишних движений, но развернулись. Хорошо. Старайтесь быстро реагировать на действия щенка, не затягивайте паузы; проверять, сделает ли он самостоятельно, еще рано. Развернувшись, щенок мог продвинуться вперед слишком сильно, прежде чем усадить его, заставьте попятиться, поддергивая поводком назад. В следующий раз не давайте ему продвигаться вперед во время разворота. Поддергивайте сразу назад. Оказался сзади, подвиньте рывочком вперед, не забыв команду «Рядом!». Если отодвинулся от вас влево, подвиньте его к себе. ЕГО к себе, а не себя к нему, что легче, но бессмысленно. Как подвинуть к себе насмерть приклеившегося к земле щенка. Поводок в правой руке. Поддернув поводком вправо, одновременно левой рукой решительными движениями двигаем щенка к себе. Не за шкуру, а, перегнувшись через корпус щенка, подхватываем его «под брюхо» и подталкиваем к себе. Как только щенок принял правильное положение, поощряете его. И только потом охаете и хватаетесь за спину (свою). Почти все щенки с большим или меньшим упорством пытаются усесться, развернувшись к вам «лицом». Старайтесь не допускать этого, не закрепляйте неправильное положение. В тот момент, когда щенок собрался сесть неправильно, подаете команду «Рядом!», и, подхватив, как было описано выше, заставляете его принять правильное положение. Если все-таки успел сесть неправильно, исправьте. Поощряете, отпускаете. В таком виде повторяете до тех пор, пока: рывки станут не нужны, но при необходимости рывком можно собаку поправить. По одной команде «Рядом!» щенок без задержек подстраивается и сидит до следующей команды. Многих вполне устроит, если щенок, подойдя, просто притулится сбоку, без всяких тонкостей. Ну и не требуйте от него лишнего. Но вот сбегать до команды «Гуляй!» лучше не разрешать. Отработайте надежную выдержку в положении «рядом». Сначала, когда щенок уже частично научится подстраиваться к вам, увеличивайте время его «сидения» около вас. Поводок провисает, чтобы у щенка создавалось впечатление свободы. Но вы караульте. Только щенок привстанет, чтоб удрать без команды, следует ваша команда «Сидеть!» и рывок поводком назад и вниз. Хорошую выдержку поощряйте. Делайте разным время выдержки. Провоцируйте щенка на совершение ошибки. Ведь в обычных условиях, вы не стоите, замерев, чтобы «не спугнуть» щенка. Во всяком случае, не должны. Сделайте энергичные движения руками, пошевелите поводком, как будто собрались отстегнуть его, изобразите намерение начать идти, даже потяните легонько поводком вперед. Все попытки щенка сорваться с места пресекайте командой с рывком. Поступайте так чаще. Позанимайтесь при других собаках и иных сильных раздражителях, не забывая использовать рывки, если щенок отвлекся. Присоедините «Рядом!» к команде «Ко мне!» на том этапе, когда щенок уже хорошо подходит, но занимаетесь еще на поводке. Для этого подбежавшему по команде «Ко мне!» щенку без промедления подайте команду «Рядом!» и поддерните, заставив выполнить. Поощрите. Отпустите. После некоторого количества повторений щенок будет делать так без напоминаний.
Описанное выше – профессиональная методика, слегка разбавленная объяснениями для совсем неопытных дрессировщиков. С ней, тем не менее, прекрасно сочетаются различные игровые приемы: убегать от щенка, прятаться и т. п. Если ей следовать, результата не быть, просто не может. Во всяком случае, со «среднестатистической» собакой. Я не говорю о крайних случаях, которые упоминала в начале. К счастью, в распоряжении дрессировщиков теперь есть радиоуправляемый (электрошоковый) ошейник. При грамотном использовании он очень эффективен и помогает в почти безнадежных случаях. Не рекомендую использовать его самостоятельно, без консультации со специалистом.
Подход – сложная штука, от хозяина здесь зависит больше, чем от собаки. Кроме тщательного следования методике очень важен контакт с собакой и своеобразное чутье дрессировщика, которые и превращают рутинные занятия в творческий процесс.
Трудитесь и помните, что дрессированная - не та собака, что «знает» команды, а та, что их выполняет.

февраль 2004
Е.Орочко

_________________
Учение - изучение правил.
Опыт - изучение исключений


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вс янв 20, 2013 11:15 pm 

Зарегистрирован: Ср дек 19, 2012 12:11 am
Сообщения: 605
Откуда: Москва, Моск. область
Чего не выучил Фрицхен, Фрицу уже не затвердить.

Снова ,снова начали появляться на выгулах знакомые лица отдохнувших друг от друга за лето собачников. И снова повторяется до боли знакомая картина: от нашего дружного кружка отделяется очередной «гуманист» с подросшим щенком, чтобы остаток жизни своей собаки посвятить одиноким прогулкам на поводке от столба до столба. По причине полной и непрошибаемой неуправляемости своего питомца и абсолютного нежелания это изменить.

Теперь история повторилась с алабаем Брюсом. Полгода назад милый ,чёрный, как уголёк, толстолапый кутёнок мусолил уши нашей голденяшки Олли, а его гордый хозяин радостно рассказывал ,какой это умный и послушный щенок, всё-всё понимает. Через месяц Брюса начали отпускать с поводка только в присутствии нескольких послушных собак, которые подходили по команде, щенок бежал за ними ,и тогда его ловили за ошейник и брали на поводок. В другом обществе алабайчик просто игнорировал своих хозяев, и прогулка ,мягко говоря, затягивалась :ни подозвать его, ни поймать.

Брюс рос ,как на дрожжах. В четыре месяца он сравнялся в холке с Олли и явно не собирался останавливаться на достигнутом . Ему был куплен длинный брезентовый поводок .Мы начали осторожно намекать ,что ,вообще -то, пёсика учить надо, и в качестве живой иллюстрации указывали на английского бульмастифа Алана, которого хозяин до восьми месяцев покорно таскал на руках на пятый этаж- ну, не любил щеночек кататься на лифте. Но инструктора для Алана позвали только после того, как налившийся бычьей силой пёс в мягком щенячьем ошейничке пару раз проволок любящего владельца по асфальту. А потом бульмастифчика нужно было к ветеринару свозить, и там (слава Богу ,бывают же такие совпадения!) его хозяин впервые увидел взрослого неуправляемого однопородника. Видимо, картина его сильно впечатлила, и гуманность отношения к собаке он всё- таки вовремя пересмотрел.
До этого разговор с ним выглядел так:
-Алан как подрос…
-Да ,-с гордостью отвечает Гена, - такой сильный стал, как сядет или встанет на прогулке- я его с места сдвинуть не могу!
-Ему полгода уже, пора заниматься…
-Нет- нет, что вы! Нам заводчик сказал: до года- ни-ни, никаких занятий, чтобы психику не испортить. А вот год исполнится- я его обучу на охрану квартиры. И меня.
-Э-э-э…Гм, он к году ,пожалуй, килограмм 80 весить будет…как же вы его с места- то сталкивать думаете ,если он упрётся? И ведь ни один порядочный инструктор не станет обучать собаку на охрану без общего курса.
-А что, для этого обязательно инструктор нужен? А я думал, что сам научу…А что это за общий курс?
-Ну ,это чтобы собака слушалась, управляемой была.
-Ой, да он у меня и так послушный, умный такой! Только вот подходит плохо. Ну ,да он , хоть и крупный ,ведь маленький ещё, щеночек, разве гуманно лишать его детства? Пусть побегает ещё на свободе малыш…

Алан тем временем задумчиво направлялся в сторону играющих в футбол мальчишек. Те при виде «нехилой собачки» прекращают игру и сбиваются в кучку.
-Алан ,стой! Стой! Стоять ,тебе говорят !- бежит за ним вслед Гена, хватает за ошейник и пытается утащить к пустырю. Тот обиженно садится и начинает размышлять о тщете всего сущего, и стоит ли вообще жизнь того ,чтобы двигаться, раз мячик не дают. Гена своей суетой ему почти не мешает.
–Вот, и рядом не хочет ходить…

…Но Алану ещё повезло, он отделался рывковой цепочкой ,сменившей гуманный мягкий ошейничек, и неделькой хандры в начале обучения с иструктором. Зато теперь он , после общего курса став достаточно управляемым, вполне адекватно резвится в обществе подходящих по весовой категории друзей. А вот у добермана Джимика ошейник эволюционировал до похожего на маленькую броню «строгача» с приличными шипами.

Очень милая семья ,гулявшая с Джимиком по вечерам, всё собиралась с ним на занятия, собиралась, пока Тася, его хрупкая хозяйка, не сломала о его крепкую спину руку: пыталась остановить ,когда он рвался подраться с почти овчаркой Марсом. Папу годовалый Джимик всё- таки больше уважал, и ему пришлось отложить ,наконец ,важные дела и заняться воспитанием переростка. Тут-то и оказалось ,что одно дело- щеночку объяснять, что слушаться надо ,и сооовсем другое- считающему себя самостоятельным, большим и сильным доберману. Могучий молодой красавец, бушующий ,прямо-таки ,кипящий жизненной энергией, разве может так просто взять и рядом пойти, или сесть-встать по команде? Посадят его с трудом, а команда «стоять!» воспринимается им, как старт, он подлетает ,как ракета, и на реактивной скорости проносится пару кругов, играя литыми мышцами под блестящей шерстью. Красиво ,конечно ,но в быту неудобно…Ох ,и намучились с ним, пока он стал хоть на таком жутком строгом ошейнике более или менее рядом ходить ,не таская за собой владельцев, и подбегать по команде. Боюсь ,что не обошлось без негуманных порок…А ошейник сменила сначала цепочка, а потом стали появляться всё более и более шипастые «строгачи».Джим теперь для разрядки гуляет с огромной дубиной в зубах вдали от собачной публики, потому как команду «фу» он выполняет всё же весьма избирательно : если решил подраться, то никакие фу его не остановят…

История Джимика тоже ничему не научила хозяев Брюса. Ему стукнуло полгода, когда он появился на площадке после месяца жизни на даче. Размерами он немного уступал лошадке пони.
-Уже охраняет !-умилялись они ,- Такой злой, и никто его не учил, представляете ,сам!
Однако, наученное горьким опытом ,наше маленькое общество их восторгов как-то не разделяло.
-Серьёзная собачка…Что ж дальше-то будет?
-Как ,что? Мы полгода на даче живём. Дачу будет охранять.
-А в городе как же? Остальные полгода?
-Да он такой умный, это же алабай, его ничему учить не надо .Вы знаете, это порода такая, им не нужно объяснять ,что надо делать. Нам заводчик сказал, что уж до года- точно нельзя заниматься, они такие особенные собаки, им психику легко испортить ,-глубокомысленно затягиваясь сигареткой, цедил сквозь зубы его хозяин.
Брюс неуклюжим галопом скакал с Олли в сгущающихся сумерках, пытался опрокинуть её передней лапой, рассеянно жевал и слюнявил её уши. Вдруг он напрягся и молча, на прямых лапах, решительно направился в сторону . На тропинке появились запоздавшие прохожие. Не замечая чёрного пса, они тихо переговаривались, и вдруг из темноты им в лицо раздалось гулкое «Бау!»

Прохожие шарахнулись от неожиданности и испуга.
-Не бойтесь- не бойтесь, это же щенок !- засмеялся хозяин ,- Брюс, иди сюда!
Но Брюс был алабай ,и сам знал ,что делать. «Бау!», «Бау!», «Бау!»,-гремело вокруг .И только когда к нему подошла Олли ,узнать что за шум, и я отозвала свою собаку, он переключился на неё и снова принялся неловко прыгать и давить её лапой. Причём хозяин алабая даже не шевельнулся, чтобы взять пса на поводок. Прохожие боком-боком, и исчезли.
-Боюсь ,если вы не начнёте его учить ,пострадает психика окружающих…Да и ваша тоже.
-Да так-то он слушается, только не подходит вот ,как ваша. А вы вот можете её сейчас подозвать, когда она играет?
-Олли ,ко мне!
Вывернувшись из-под навалившейся на неё алабайской громады, Олли, пыхтя и отбиваясь от наседавшего на неё Брюса, подошла и села передо мной: «Чего ,мам?»
-Ай, молодец! Гуляй! –и ,дожёвывая на ходу кусочек сыра ,Олли продолжила возню.
-У-у, за кусоок…,-протянул брюсов хозяин ,- Так и я могу.
-Конечно !А как я могу добиться безоговорочного выполнения команды? Только постоянным подкреплением.
-Да зачем из собаки робота делать? Она сама думать должна.
-В городе непослушание может стоить жизни собаки. У меня в детстве щенок погиб под машиной из- за того ,что не подошёл по команде. С тех пор я первым делом учу всех своих собак :«ко мне!» -без рассуждений.
-Ну ,то в городе, а мы же на даче по полгода.
На этом и расстались. Мы уехали. Какие-то дела не пускали хозяев алабая на знаменитую дачу, и они гуляли на нашем пустыре. Через две недели появились вести о первых подвигах Брюса: он начал драться. Сначала дрался выборочно ,после знакомства, а потом принялся, завидев издалека собаку, налетать ,сбивать с ног ,а там уже разбираться :казнить или миловать. Хозяйка стала для него малозаметным довеском на поводке. Несколько раз ей пришлось проехаться за обнаглевшим кобелём по лужам и грязи прямо в модных светлых брючках. Маникюр тоже облез из-за постоянного и бесполезного дёрганья поводком. Женщина стала нервной и раздражительной. Потом их, видимо, увезли-таки на дачу.

И вот сегодня утром мы снова увидели Брюса .Издалека.Словно воплощение угрюмой силы, он таскал за собой на поводке заспанного хозяина. Да, это был явно не робот, но больше они ни с кем не общаются…

Очередная жертва мифа о породе, сколько их ещё будет?! И что у них впереди? Ломка сложившегося характера Брюса и мучения владельцев- в лучшем случае. А если терпения не хватит- последний визит к ветеринару?! Не гуманнее ли было просто заниматься со щенком?!

…А педантичные немцы правы, говоря: «Чего не выучил Фрицхен, Фрицу уже не затвердить».


Татьяна Любимова, г. Москва
"Солнечный пес" http://www.guidedogs.ru/ru/podgotovka-sobak-terapevtov/index.php

_________________
Учение - изучение правил.
Опыт - изучение исключений


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Ср май 15, 2013 11:37 am 

Зарегистрирован: Ср май 15, 2013 10:10 am
Сообщения: 15
Знаете, я взяла взрослую серьезную собаку. Решение далось тяжко, я кошатница до мозга костей, собак никогда не было, я просто не умела с ними общаться, откровенно я не любила собачьи слюни. Я месяц принимала решение смотря на фото этой собаки, когда уже начала засыпать с мыслями о ней, решила что хватит мучить и себя и это животное, которое волей судьбы наверно должно было стать моим, и ничего что родилось не кошкой. Забрав с временного дома эту девочку, я предусмотрела все, в тот же день были куплены новые ошейник и поводок, а казенное имущество передано фонду, шампуни, кости, игрушки, расчески, лакомства и все прочие атрибуты))) Я как заботливая мамаша ковырялась и выбирала только лучшее, боялась что-либо пропустить. Я волновалась, боялась, пугалась. Но в одном я была уверена: я справлюсь, чего бы мне это не стоило. Вопрос о кинологе был решен еще до того как она стала моей. Так мы и продолжаем ходить, она учится быть послушной и доверять мне, а я учусь общению с ней и пониманию ее. Мне не хватает знаний и опыта, но терпения и упорства мне не занимать. Наши собачьи психологи радуются нашим успехам и видят как расцветает и раскрывается эта собака. За все время я ни разу не пожалела ни времени ни сил, я страшная засоня, но никогда не скинула ни на кого прогулку с собакой ни на кого из домочадцев. Я ревностно думаю "Она моя! Только я забочусь о ней." Время проведенное с ней очень дорого мне, и никогда мне наверно не понять таких владельцев, которые считают что знают все, или что собаку не надо воспитывать, и она такая какая выросла и ничего с этим не сделаешь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: без темы
СообщениеДобавлено: Сб май 18, 2013 10:22 am 

Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 4:33 pm
Сообщения: 36
Небольшой совет начинающим. Не зацикливайтесь на одной площадке, иногда ходите на другие. Это для вашего опыта, опыта и социализации вашей собаки. Чем больше общения, тем лучше. У инструкторов-кинологов методы дрессировки отличаются. Ваша собака первое что-должна получать удовольствие от занятий, ей не должно быть скучно и она не должна быть сильно перегружена.

_________________
Чехословацкие влчаки Амбра и Брут. Наш сайт:
http://vlciak.com


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: без темы
СообщениеДобавлено: Сб май 18, 2013 3:19 pm 

Зарегистрирован: Ср дек 19, 2012 12:11 am
Сообщения: 605
Откуда: Москва, Моск. область
Julia писал(а):
Небольшой совет начинающим. Не зацикливайтесь на одной площадке, иногда ходите на другие. Это для вашего опыта, опыта и социализации вашей собаки. Чем больше общения, тем лучше. У инструкторов-кинологов методы дрессировки отличаются. Ваша собака первое что-должна получать удовольствие от занятий, ей не должно быть скучно и она не должна быть сильно перегружена.
Вот, Юль, тут я не согласна. Начинающим надо верить инструктору. У каждой методики своя система, порой резко отличающаяся, и инструкторы каждый имеет впридачу свой опыт и свои собственные наработки, которые чаще всего работают только "в сборе"; и не доведенная до конца дрессировка по одной методике не значит, что методика неправильная. Скача от одной методики к другой, начинающий имеет крупный шанс получить кашу как в собственной голове, так и соответственно в собачьей.
Вот когда начинающий собаковод воспитал хотя бы одну собаку и научился разбираться хоть мало-мальски, чтоб и своей головой соображать, тогда имеет смысл познакомиться и с другими инструкторами и площадками, чтобы иметь возможность сопоставить, взять на вооружение лучшее, наиболее ему подходящее, а не сотворить винегрет.
Хотелось бы также возразить и насчет получения удовольствия от занятий. Многие дисциплинарные навыки идут вразрез с собачьим удовольствием; подбирать кривую козу, чтоб собаке понравилось, чаще всего и некогда, и бессмысленно. Это не значит полностью отказаться от поощрения, но без принуждения тоже не обойтись.

_________________
Учение - изучение правил.
Опыт - изучение исключений


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: без темы
СообщениеДобавлено: Пн май 20, 2013 8:56 pm 

Зарегистрирован: Сб дек 29, 2012 4:33 pm
Сообщения: 36
Без принуждения не обойтись вообще. Но я не это имела ввиду. Некоторые инструктора нахватавшись знание по-верхушкам, собирают свои площадки. Здесь важно правильно сочетать занятия(с принуждением они или без) и отдых, индивидуальный подход к собаке. Да, у каждой методики своя система со своими отрицательными и положительными сторонами. У кого-то лучше послушание, хуже ЗКС. У кого-то наоборот. Моё мнение, собака должна заниматься не индивидуально, а именно в группе. С волчаками я начала заниматься сама, потом пришло время идти на площадку. Зная многих инструкторов лично и их методы, я выбрала площадку с незнакомым кинологом. Сначала меня удивила команда "сидеть-место", т.к. сама команда "сидеть" подразумевает, что собака должна с той степенью выдержки, которая на данный момент у неё есть, оставаться на месте. Где-то за пол часа до конца занятий начиналась жёсткая муштра. Я ему сказала, что с влчаками так нельзя. На что он мне ответил-"А что у них другие рефлексы что-ли?" Когда я сама с ними занималась они выполняли команды. Там же, на площадке они их выполняли их через раз. Потом вымотанные мы, вымотанные собаки,устало плелись до машины. Спустя несколько занятий мы ушли от-туда. И стали заниматься у моей хорошей знакомой, которая всю жизнь тренирует собак. Здесь все были довольны и счастливы. Собаки хорошо выполняли команды. С чем это связано? С её большим опытом, или видя что собака начинает уставать, теряет интерес и внимание, переключится на что-то другое или просто дать ей отдохнуть?

_________________
Чехословацкие влчаки Амбра и Брут. Наш сайт:
http://vlciak.com


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: без темы
СообщениеДобавлено: Вт май 21, 2013 7:19 am 

Зарегистрирован: Ср дек 19, 2012 12:11 am
Сообщения: 605
Откуда: Москва, Моск. область
Julia писал(а):
Без принуждения не обойтись вообще. Но я не это имела ввиду. Некоторые инструктора нахватавшись знание по-верхушкам, собирают свои площадки. Здесь важно правильно сочетать занятия(с принуждением они или без) и отдых, индивидуальный подход к собаке. Да, у каждой методики своя система со своими отрицательными и положительными сторонами. У кого-то лучше послушание, хуже ЗКС. У кого-то наоборот. Моё мнение, собака должна заниматься не индивидуально, а именно в группе. С волчаками я начала заниматься сама, потом пришло время идти на площадку. Зная многих инструкторов лично и их методы, я выбрала площадку с незнакомым кинологом. Сначала меня удивила команда "сидеть-место", т.к. сама команда "сидеть" подразумевает, что собака должна с той степенью выдержки, которая на данный момент у неё есть, оставаться на месте. Где-то за пол часа до конца занятий начиналась жёсткая муштра. Я ему сказала, что с влчаками так нельзя. На что он мне ответил-"А что у них другие рефлексы что-ли?" Когда я сама с ними занималась они выполняли команды. Там же, на площадке они их выполняли их через раз. Потом вымотанные мы, вымотанные собаки,устало плелись до машины. Спустя несколько занятий мы ушли от-туда. И стали заниматься у моей хорошей знакомой, которая всю жизнь тренирует собак. Здесь все были довольны и счастливы. Собаки хорошо выполняли команды. С чем это связано? С её большим опытом, или видя что собака начинает уставать, теряет интерес и внимание, переключится на что-то другое или просто дать ей отдохнуть?
Да, перегибы случаются в разныые стороны. Провозглашение панацеей кликер-треннинга, всякие конъюнктурные течения под лозунгами типа "обучением через понимания", "без наказания" тоже не лучшим образом сказываются на дисциплине и собак и хозяев. В интернете витают и другие абсурдные рекомендации, например, раз завел собаку, обязан заниматься ее воспитанием 24 часа в сутки.
Об индивидуалке. Она нужна очень многим хозяевам, не умеющим копировать за инструктором, которым надо объяснять индивидуально. В группе многим непонятно, как менно надо делать, но инструктор не будет каждому за руку показывать, а порой и так приходится. Да к тому же некоторые проблемы типа выхода на улицу решаются по месту жительства. Не обязательно собака, отлчно выполняющая навык "рядом" и "ко мне" в группе, на выгуле у дома слушается точно так же - удивительным образом владельцы, прошедшие в группе "курс молодого бойца", не догадываются, как в быту применить полученные знания.

_________________
Учение - изучение правил.
Опыт - изучение исключений


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Новая темаОтветить Страница 1 из 1   [ Сообщений: 8 ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000 - 2011 phpBB Group
Style by Gamexe.net | localization WebSok.Ru